Заряжается ли АКБ при работе мотора на холостом ходу

Современный мегаполис старается предоставить своим жителям столько, сколько они могут комфортно прожить на ограниченном пространстве. Поэтому жители, имеющие собственные автомобили, в основном ездят на короткие расстояния и часто стоят в пробках, не выключая двигатель. Такая езда сопряжена с риском того, что аккумулятор может просто не успеть зарядиться от генератора. Поэтому многих автовладельцев интересует, заряжается ли аккумулятор на холостом ходу, ведь в этом режиме автомобиль работает значительную часть общего времени.

Заряжается ли аккумулятор на холостом ходу?

Принцип работы автомобильного генератора

Электрогенератор — это миниатюрная электростанция, преобразующая кинетическую энергию в электрическую. Эта энергия поступает от двигателя автомобиля, коленчатый вал которого вращает вал генератора посредством ременной передачи. На валу закреплены магниты, которые, взаимодействуя с внешней обмоткой, создают электрическое поле, используемое для питания электрических потребителей автомобиля. Одним из таких потребителей является аккумулятор, который использует полученный заряд для хранения химической энергии, используемой для запуска двигателя.

Часто предполагается, что аккумулятор постоянно заряжается во время работы двигателя. Это не так — по мере накопления заряда характеристики батареи меняются (напряжение на клеммах, плотность электролита), и при достижении определенного критического значения зарядка прерывается. За этот процесс отвечает реле-регулятор, входящий в состав блока генератора переменного тока. Без этого ограничения батарея получала бы дополнительный заряд, который использовался бы для нагрева электролита. Жидкость выкипит, пластины оголятся, и такой сценарий приведет к быстрому разрушению батареи.

Однако оказалось, что аккумулятор может не только забирать заряд во время работы двигателя, но и отдавать его, когда генератор не в состоянии запитать все электрические приборы и оборудование.

Читайте также:  Как правильно прикуривать АКБ с помощью другого автомобиля

Таким образом, процесс взаимодействия между батареей и генератором является достаточно сложным и слаженным. В противном случае проблемы неизбежны.

Часто ли генератор не справляется со своими обязанностями

Мощность генерирующего устройства — это хорошо известная величина, указанная как на самом устройстве, так и в технической документации. Производители автомобилей стараются оснащать свои модели генераторами такой мощности, чтобы ее хватало для работы стандартного оборудования. Это значение не является чрезмерным — производители автомобилей предполагают, что очень маловероятно, что все потребители будут включаться одновременно, поэтому рассчитанное значение не равно сумме мощностей всех потребителей.

Проблема заключается в том, что владельцы автомобилей часто устанавливают на свои машины дополнительное оборудование, в том числе устройства, потребляющие ток. В результате нагрузка на генератор возрастает настолько, что его мощности становится недостаточно, и тогда эту роль берет на себя аккумулятор. Однако в таких условиях аккумулятор может быстро разрядиться даже при работающем генераторе.

Предупреждающая лампочка на приборной панели будет свидетельствовать о серьезной разрядке аккумулятора, что является поводом для беспокойства, почему это происходит.

Частота вращения холостого хода — это параметр, не имеющий конкретного значения. Некоторые модели имеют скорость холостого хода 500-800 об/мин, в то время как другие могут достигать 1500 об/мин.

В реальности это означает, что автомобили со слабыми двигателями работают на холостом ходу на более низких оборотах, а генератор вырабатывает достаточно электроэнергии. Другими словами, не стоит перегружать маленький автомобиль потребителями энергии: на холостом ходу аккумулятор будет поставлять недостающую энергию, разряжая ее в процессе.

Особенности зарядки АКБ на холостом ходу зимой

Холостой ход — это режим работы двигателя без нагрузки, который требует электроэнергии для поддержания работы двигателя. При запуске холодного двигателя холостой ход необходим для безопасного прогрева жидкостей двигателя.

Зимой эффективность генератора точно такая же, как и летом, а вот аккумулятора — нет. При отрицательных температурах он заряжается гораздо хуже, поэтому, пока температура в моторном отсеке не повысится, аккумулятор будет недозаряжен.

Читайте также:  Как правильно измерять плотность электролита ареометром

Заряжается ли аккумулятор при работе двигателя на холостом ходу?

Если принять во внимание фактор коротких поездок, то окажется, что зимой проблема недозаряда аккумулятора возрастает, поэтому эксперты настоятельно рекомендуют заряжать аккумулятор стандартным зарядным устройством один или два раза за зиму.

Таблица потребления электроэнергии автомобильным оборудованием

Подсчет общего потребления энергии всеми потребителями — довольно сложная задача. Мы упростим его, приведя средние значения этого параметра в сводной таблице:

ОборудованиеПотребление энергии, Вт
Размеры, освещение40
Вентилятор отопителя на макс. скорости200
Фары и противотуманные фары, комбинированные250
Вентилятор системы охлаждения (временный)250
Топливный насос, управление двигателем80
Обогреватель окна (заднее)150
Автомобильное радио (умеренная громкость)100

Общий ток потребления основных потребителей составит 1070 Вт, или около 90 А. Для многих моделей генераторов эта выходная мощность близка к предельной, и хотя маловероятно, что все эти устройства работают одновременно, вполне возможно, что к бортовой сети подключены и другие устройства. Также стоит помнить, что на холостом ходу мощность генератора снижается и может быть недостаточной для зарядки аккумулятора.

О мощности генераторов

Обычные генераторы переменного тока обычно предназначены для обеспечения электроэнергией разумного количества нагрузок. На автомобилях их средняя мощность колеблется в районе 1000 ватт, но есть любители тюнинга, которые устанавливают дополнительное оборудование без учета возможностей генератора. Конечно, при их частом использовании (это может быть, например, мощная акустическая система) на низких оборотах двигателя аккумулятор не заряжается, а часто даже вынужден тратить свой заряд, потому что генератор не справляется.

В таких случаях лучше инвестировать в более мощный генератор переменного тока, чем заменять ухудшающуюся батарею каждые 12-24 месяца.

Заряжается ли аккумулятор на холостых оборотах

Заряжается ли аккумулятор на холостом ходу — вопрос, который часто поднимается на тематических площадках (форумах, группах, блогах), и мнения спорящих редко сходятся.

Читайте также:  Способы реанимации автомобильного аккумулятора после глубокой разрядки

Поскольку вал генератора напрямую связан с коленчатым валом двигателя, мы должны немедленно отвергнуть утверждение, что аккумулятор заряжается только во время движения автомобиля. Зарядка будет происходить, но вопрос в том, сколько времени потребуется для восполнения запасов энергии в батарее.

Мы уже знаем, что мощность генератора на холостом ходу низкая: номинальное значение, указанное на корпусе, — это мощность, достигаемая в среднем при 2500 об/мин. На холостом ходу это значение на 60-75% ниже.

Если вы рассчитаете точное количество электроэнергии, потребляемой стандартным и дополнительным оборудованием, вы узнаете, сколько осталось для зарядки аккумулятора. И уже на основе этих данных можно оценить, как долго будет заряжаться аккумулятор на холостом ходу.

Работает ли двигатель на холостом ходу?

Однако может оказаться, что потребляемая оборудованием мощность превышает мощность генератора. В этом случае аккумулятор не будет заряжаться в состоянии покоя. Наоборот, он будет разряжаться, способствуя обеспечению нормального питания автомобиля.

Поэтому это то, что всегда следует принимать во внимание. Если вы стоите в пробке или даже зимой ждете у окна во время простоя, постарайтесь минимизировать потребление электроэнергии — выключите все ненужные устройства. Это значительно продлит срок службы вашей батареи.

Конечно, все наши расчеты лишь приблизительны. На практике обычно невозможно рассчитать точные значения, и не всегда можно отследить, что включено, а что нет. Поэтому ответ на вопрос, заряжается ли аккумулятор на холостом ходу, должен лежать в практической плоскости — если после нескольких коротких поездок автомобиль хуже заводится, можно сделать вывод, что аккумулятор недозаряжен.

В этом случае у вас есть два варианта: уменьшить потребляемый ток или установить в автомобиль более мощный генератор переменного тока.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто аккумуляторы