Проверка и повышение плотности электролита своими руками

Исправный аккумулятор — залог безотказного запуска двигателя. Не все автовладельцы осознают это и отказываются от ответственности за обслуживание аккумулятора, оправдывая свою позицию такими заявлениями, как «необслуживаемый аккумулятор».

Проверка и увеличение плотности электролита вручную

К сожалению, даже самые технологически совершенные батареи с жидким электролитом не идеальны.

Одной из наиболее распространенных причин невозможности запустить стартер является изменение соотношения кислоты и воды по сравнению с нормой. Сегодня мы поговорим о том, почему это происходит и как предотвратить увеличение/уменьшение концентрации серной кислоты.

Почему плотность электролита в аккумуляторе падает

Строго говоря, изменение соотношения воды и кислоты в растворе происходит постоянно, как при разрядке батареи, так и при зарядке. Но теоретически, в полностью заряженном состоянии плотность должна соответствовать начальной. На практике это не так, и вот почему:

  • перезарядка вызывает кипение и испарение электролита;
  • Утечка жидкости также происходит через отверстия в пробке, особенно при частой езде по ухабистым дорогам;
  • при глубоких разрядах концентрация электролита также изменяется из-за активации процесса сульфатации пластин.

Давайте рассмотрим каждую из этих причин более подробно:

  1. Испарение электролита, если не произошло форс-мажорных обстоятельств, является длительным процессом, значительно растянутым во времени. Аккумулятор заряжается во время работы двигателя, а перезарядка, которая может привести к закипанию жидкости, исключена — об этом заботится реле-регулятор генератора. Однако существуют и другие факторы, влияющие на плотность электролита в батарее. Проблема заключается в том, что аккумулятор расположен рядом с двигателем, который является мощным источником тепла в пространстве под капотом. Нагрев батареи неизбежен, особенно летом. В результате жидкость испаряется даже без кипения, поэтому рекомендуется проверять уровень каждую неделю в жаркое время года. Поскольку плотность дистиллированной воды намного меньше плотности кислоты, она будет в основном испаряться. В результате значение повышается, и правильное соотношение должно быть восстановлено путем долива воды.
  2. Утечка электролитов — еще одна распространенная причина низкого уровня электролитов. Проблему можно легко диагностировать, проверив внешнее состояние батареи. Наличие разводов и беловатого порошка на крышке аккумулятора и клеммах является лишь признаком потери жидкости. Однако это не влияет на концентрацию раствора, оставшегося в аккумуляторе, а только на его уровень, поэтому доливать его следует не дистиллированной водой, а готовым электролитом. Разумеется, корпус батареи следует очистить от грязи, а поскольку имеются остатки кислоты, их следует удалить с помощью щелочных жидкостей. Например, раствор кальцинированной соды. Белые кристаллы сульфата свинца на клеммах следует удалить металлической щеткой. Все эти меры важны, поскольку сильное загрязнение может привести к образованию мостика между электродами батареи и ухудшению контакта между клеммами и проводами, идущими к генератору или зарядному устройству.
  3. Наконец, сульфатация пластин является основной причиной падения плотности электролита. Сульфат свинца является результатом химического и электрического взаимодействия между электролитом и свинцовыми пластинами, он образуется во время зарядки и исчезает при разрядке батареи. К сожалению, со временем баланс меняется не в пользу серной кислоты: на пластинах откладывается определенное количество сульфата, и со временем этот слой становится все более обширным. Это сульфатация, которая негативно влияет на нормальные реакции, протекающие в батарее. Для борьбы с сульфатом используется зарядное устройство и специальный алгоритм, сочетающий циклы заряда/разряда.
Читайте также:  Как правильно пользоваться ЗУ «Кедр» для аккумуляторов

Проверка и увеличение основной тяжести электролита вручную

Зарядка батареи обычным зарядным устройством всегда сопровождается увеличением плотности жидкости электролита.

Чем грозит изменение плотности электролита

Каковы последствия увеличения плотности раствора серной кислоты? Если такой дисбаланс возникает в полностью заряженной батарее, избыток кислоты воздействует на свинцовые пластины. Этот процесс возможен уже при плотности около 1,35 г/см3.

И наоборот, низкая плотность электролита в батарее приводит к сульфатации пластин. Этого следует опасаться, если это значение упадет до 1,21 г/см3 или меньше.

Кроме того, большой дисбаланс в сторону воды значительно снижает температуру замерзания раствора. Например, вода с плотностью 1,17 г/см3 замерзает при температуре 5 градусов ниже нуля. Известно, что лед может расширяться, разрушая пластины и даже корпус батареи.

Какая плотность должна быть в автомобильном аккумуляторе

Наиболее часто приводимое значение составляет 1,27 г/см3, но это значение сильно зависит от температурных условий региона. Например, показания термометра зимой часто опускаются до -35ºС на севере РФ, а плотность электролита должна быть в диапазоне 1,30-1,35 г/см3 для предотвращения замерзания воды.

Другими словами, плотность электролита в аккумуляторе зимой и летом не должна быть одинаковой, хотя подавляющее большинство автовладельцев не обращают на это внимания.

Мы уже видели, что зимой норма плотности электролита батареи должна быть выше.

Теперь рассмотрим, что происходит с электролитом летом.

В жаркую погоду жидкость подвержена испарению. Поскольку вода намного легче серной кислоты, испаряется в основном последняя, увеличивая плотность раствора. Этот процесс естественным образом сопровождается снижением уровня электролита. Поэтому важно регулярно проверять его и доливать дистиллированную воду, чтобы снизить концентрацию кислоты.

Ниже приведена сводка рекомендуемых плотностей электролита батарей по регионам:

РегионПлотность, г/см3
ЗимаЛето
Юг России1.251.25
Центральный пояс1.271.27
Северный1.291.27
Крайний Север1.31-1.351.27
Читайте также:  Какие последствия будут, если перепутать клеммы АКБ

Как проверить плотность электролита в аккумуляторе

Измерения следует проводить при температуре 20-25 градусов Цельсия, надев СИЗ (очки, перчатки, фартук или защитный костюм). Измеритель плотности электролита называется денсиметром и продается в любом автомобильном магазине. По сути, это простой ареометр, шкала которого откалибрована для измерения свойств жидкости с электролитом.

Проверка и увеличение удельного веса электролита своими руками

Алгоритм измерения плотности электролита на предварительно заряженной батарее следующий:

  • выкрутите заглушки;
  • последовательно окунайте денсиметр в банки;
  • оцените показания в соответствии с отметками на шкале, следя за тем, чтобы измерительный прибор не касался стенки батареи;
  • запишите показания для каждой банки.

Если значение в одном разделе не соответствует нормативным значениям, оно корректируется.

Как поднять плотность электролита

Если соотношение кислоты и воды ниже нормы, в раствор добавляют готовый электролит, при необходимости откачивая лишнюю жидкость.

Давайте опишем последовательность шагов, которые необходимо выполнить, чтобы самостоятельно повысить плотность электролита:

  • Разрядите аккумулятор (желательно не насильно — путем длительного запуска двигателя, а путем длительного включения одного из мощных потребителей, например, фар);
  • если уровень ниже нормы, достаточно долить готовый электролит, в противном случае необходимо предварительно откачать порцию жидкости;
  • после доливки раствора оставить его для перемешивания (достаточно 5-6 часов);
  • зарядите батарею минимальным током, а затем подождите 120 минут, чтобы концентрация электролита во всех кувшинах сравнялась;
  • измерьте плотность, при необходимости повторите процедуру.

Если плотность электролитического раствора падает ниже 1,17 г/см3 , то коррекция путем добавления подготовленного электролита будет неэффективной, в этом случае низкую кислотность можно повысить путем добавления более концентрированного раствора серной кислоты, приготовленного вручную.

Как поднять плотность зарядным устройством

Чаще всего концентрация кислоты в растворе уменьшается зимой. Восстановление плотности электролита в таких случаях осуществляется с помощью зарядного устройства с использованием минимально возможного зарядного тока. Эта процедура может занять 2-3 дня и должна использоваться только в тех случаях, когда ранее описанные методы повышения плотности электролита оказались неэффективными.

Читайте также:  Особенности технологии WET аккумуляторов, их зарядка и эксплуатация

Суть этого метода заключается в том, чтобы довести жидкость до кипения, после чего вода испарится. После зарядки уровень раствора упадет, поэтому его необходимо долить готовым электролитом и снова измерить плотность ареометром.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто аккумуляторы