Особенности правильной проверки саморазряда на автомобильном аккумуляторе

Существует множество потенциальных проблем, которые могут возникнуть при эксплуатации автомобиля. Некоторые из них напрямую связаны с источником питания — аккумулятором.

Чтобы правильно проверить саморазряд автомобильного аккумулятора

Много раз в практике автомобилистов случалось так, что они оставляли свой автомобиль в гараже или на стоянке на ночь, а утром, пытаясь завести двигатель как обычно, ничего не получалось.

Проблема в том, что батарея саморазряжается. Это означает, что батарея теряет свою энергию, свою емкость. Важно понять, что это такое, почему это происходит и можно ли проверить параметры саморазряда. А при необходимости провоцирующие факторы могут быть устранены.

Понятие о саморазряде

Прежде всего, необходимо понять концепцию саморазряда.

Саморазряд — это явление постепенного уменьшения емкости аккумулятора, когда автомобиль неподвижен.

Это происходит именно тогда, когда бортовая сеть открыта. Теоретически, ни один из потребителей, кроме системы сигнализации, не потребляет ток. Даже если токи утечки и возникают, они минимальны, и полностью разрядить батарею за короткий промежуток времени невозможно.

Чтобы лучше понять процесс саморазряда автомобильной батареи, необходимо глубже вникнуть в суть этого процесса. Батарея является накопителем электрической энергии во время зарядки, которую она высвобождает при запуске двигателя и при бездействии генератора переменного тока для подачи энергии потребителям.

Это становится возможным благодаря электрохимическим реакциям, происходящим внутри батареи. Происходит взаимодействие между положительным и отрицательным электродами, которые погружены в жидкую или гелеобразную среду, называемую электролитом.

Между зарядкой и разрядкой существует период простоя. Это когда автомобиль припаркован в гараже или на стоянке, зажигание выключено, как и все потребители.

Несмотря на бездействие, электрохимические реакции не прекращаются.

На активность саморазряда влияют одновременно несколько факторов

  • общее техническое состояние батареи;
  • износ батареи;
  • температура окружающей среды;
  • чистота корпуса;
  • чистота терминалов;
  • качество и уровень электролита.

Стоит помнить, что аккумулятор достигает оптимальной емкости при температуре 15-20 градусов Цельсия. Снижение температуры на 1 градус уменьшает емкость на 1 Ач.

Читайте также:  Особенности технологии WET аккумуляторов, их зарядка и эксплуатация

Повышение температуры приводит к ускорению саморазряда из-за увеличения интенсивности реакции в результате нагрева. Однако при охлаждении саморазряд практически прекращается, хотя емкость продолжает снижаться.

Каким бывает саморазряд, и почему он возникает

Токи саморазряда не появляются просто так. Существуют конкретные причины, по которым автомобильный аккумулятор теряет заряд.

Чтобы правильно проверить саморазряд автомобильного аккумулятора

Существует два типа саморазряда:

  1. Поверхностный саморазряд. Нередко автомобильный аккумулятор сильно саморазряжается при низких температурах или в сильную жару. Грязь, пыль, тела, пропитанные водой или электролитом, и окисленные контакты — все это факторы, способствующие этому. В результате образуется проводящий поверхностный слой, способствующий саморазряду. В этой ситуации ток утечки будет пренебрежимо мал. Эту проблему можно решить, просто очистив контакты и удалив любые загрязнения.
  2. Внутренний саморазряд. Это может быть вызвано окислительно-восстановительными реакциями, происходящими внутри корпуса. Они образуются спонтанно между электродами.

Интересно, что саморазряд более активен на минусовом электроде, где происходят реакции растворения свинца (Pb) и выделения водорода. С другой стороны, на минусовом электроде процесс протекает не так интенсивно. Это происходит в результате реакций между оксидом свинца и кислотой в электролите.

По мере увеличения плотности электролита реакции становятся более интенсивными. Если водитель нарушит рекомендации и увеличит плотность до 1,3-1,32 г/см³ вместо требуемых 1,27 г/см³, саморазряд увеличится примерно на 30-40%.

Внутренний саморазряд также увеличивается при использовании низкокачественного, нечистого электролита. По этой причине рекомендуется использовать только электролиты от проверенных производителей. Дистиллированную воду следует приобретать в аптеках. Автосалоны и автозаправочные станции часто продают поддельную обычную водопроводную воду.

Чтобы избежать влияния температуры на саморазряд, выбирайте для длительного хранения относительно прохладное место и предварительно полностью зарядите батарею. Не забудьте также очистить кожух.

Наиболее распространенными причинами сильного саморазряда являются следующие:

  • Батарея старая, срок ее службы истек;
  • сульфатация;
  • потребители, оставленные включенными при разрядке аккумулятора;
  • утечка тока, вызванная проблемами в электрической системе;
  • батарея имеет производственный дефект;
  • аккумулятор пережил слишком много полных разрядов.
Читайте также:  Способы реанимации автомобильного аккумулятора после глубокой разрядки

Комплексная диагностика позволяет выявить причину. Моторист также должен проверить значения тока утечки.

Как выполнить проверку

Если такая проблема наблюдается, то следует проверить текущее значение саморазряда батареи. И вы можете сделать это своими руками. Достаточно иметь в своем распоряжении хороший мультиметр.

Существуют простые и понятные методы диагностики.

Чтобы проверить ток саморазряда батареи, возьмите мультиметр и приступайте к работе. Перед этим снимите минусовую сторону батареи.

Сначала переключите диагностический прибор в режим вольтметра. Подключите один щуп к минусу и просто переместите другой щуп через корпус. При наличии утечки на экране появятся соответствующие значения. В этом случае причиной, вероятно, является загрязнение на корпусе.

Теперь прибор переключен в режим вольтметра. Предел должен быть установлен на 10 A. Один щуп подключается к плюсовой клемме аккумулятора, а другой — к минусовому проводу, который вы сняли ранее.

Как правильно проверить саморазряд автомобильного аккумулятора

Посмотрите, что показывает мультиметр. Если он составляет около 0,02-0,06 А, саморазряд в порядке, значения находятся в пределах нормы. Если это не так, и большой ток течет в неизвестном направлении, вам потребуется диагностика. Самый простой способ определить утечку — поочередно отсоединить предохранители и реле от оборудования. Как только показания мультиметра стабилизируются после удаления другого компонента, вы будете знать, в каком приемнике кроется проблема.

Допустимые значения

Поскольку саморазряд — это потеря электрической энергии в течение определенного периода времени, важно учитывать скорость саморазряда автомобильных аккумуляторов.

Нормальные значения определяются при условии отсутствия неблагоприятных факторов и соблюдения параметров влажности и температуры. Температура должна быть от 5 до 15 градусов, а влажность — низкой. Сам аккумулятор чистый и полностью заряжен.

Саморазряд будет разным для новых и использованных батарей. Новые батареи теряют энергию медленнее. То же самое можно сказать и при сравнении необслуживаемых и обслуживаемых батарей. В последнем случае потери будут выше.

Когда речь идет о том, что считается нормальным саморазрядом для автомобильного аккумулятора, обычно указывается процентное соотношение.

  • Для батареи, прослужившей долгое время, потеря 1-1,7 процента емкости в день является нормой;
  • При интенсивном использовании батареи потери могут увеличиться до 2-3 процентов;
  • новые, исправные батареи могут потерять до 1%, но не более 10% за 2 недели хранения;
  • необслуживаемые батареи могут терять 1-2% в неделю.
Читайте также:  Что включает в себя обслуживание автомобильного аккумулятора

Если батарея не подвергается никаким нагрузкам, т.е. просто хранится в гараже, нормальный срок хранения батареи составляет 100-140 дней.

При своевременном проведении профилактического и сервисного обслуживания аккумулятор может храниться в течение 1-2 лет без существенного изменения его характеристик.

Не рекомендуется покупать батареи, возраст которых превышает 6 месяцев.

Неизвестно, в каких условиях хранилась батарея и соблюдал ли продавец все требования и правила длительного хранения батарей.

Меры профилактики

Чтобы справиться с такой проблемой, как саморазряд, необходимо знать причину, по которой эти процессы идут неправильно. Существует довольно простой способ уменьшить потерю энергии из батареи.

Все, что вам нужно сделать, — это следовать нескольким правилам. Тогда ваша батарея будет защищена от быстрого разряда. Да, если есть какие-то проблемы в электрической цепи автомобиля, сначала устраните их, и только потом делайте все остальное.

Суть предотвращения токов утечки сводится к следующему:

  • всегда старайтесь содержать аккумулятор в чистоте;
  • перед хранением очистите корпус и удалите влагу;
  • Если возможно, периодически пылесосьте батарею, когда она не используется;
  • Выберите относительно прохладное и влажное место, но не храните аккумулятор при отрицательных температурах;
  • Если аккумулятор подлежит ремонту, используйте только высококачественные компоненты (дистиллят и электролит).

Хотя саморазряд является естественным процессом для неактивной батареи, иногда скорость утечки превышает нормальные значения. В этой ситуации необходимо найти причину и попытаться ее устранить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто аккумуляторы