Можно ли добавлять воду в электролит для аккумуляторов

Автомобильные аккумуляторы используются для того, чтобы бортовая сеть получала необходимое ей питание. В большинстве случаев это свинцово-кислотные батареи, которые можно обслуживать или необслуживаемые. Рабочая жидкость внутри батареи либо жидкая, либо густая (гелевые батареи).

Можно ли добавлять воду в электролит аккумулятора?

После 1-2 лет эксплуатации аккумулятора у водителей возникают вопросы о возможном доливе воды или электролита в аккумулятор и правильной процедуре для этого.

Иногда пополнение запасов действительно необходимо.

Как меняются свойства электролита в процессе эксплуатации

Прежде чем ответить на вопрос, можно ли иногда добавлять воду в существующий электролит, важно понять природу жидкости и то, как ее свойства меняются в процессе использования.

Электролит представляет собой смесь серной кислоты и дистиллированной воды, смешанных в определенных пропорциях. Кислота обычно составляет до 30% по объему.

Внутри батареи происходят электрохимические процессы. В ходе этого процесса вода распадается на газообразные компоненты. Это водород и кислород. Водяной пар конденсируется на стенках корпуса и может выходить через специальные вентиляционные отверстия. Сама кислота не испаряется. Когда часть воды испаряется, концентрация кислоты повышается, т.е. процентное содержание кислоты увеличивается. В то же время общий уровень жидкости снижается, что может негативно сказаться на емкости и сроке службы батареи.

В конце процесса зарядки кислород выделяется на положительных электродах и может быть регенерирован на отрицательных электродах. Однако, поскольку внутри батареи находится жидкость, этот процесс замедляется, газ выходит наружу батареи, и уровень электролита постепенно снижается.

Переход на полностью герметичные корпуса при производстве батарей снизил активность жидкости. Однако, когда батарея разряжается, на поверхности образуется белый твердый осадок, вызванный происходящими процессами (сульфатация), который оседает на свинцовых пластинах. При зарядке аккумулятора обратный процесс не происходит, т.е. отложения не растворяются. В результате плотность рабочей жидкости уменьшается, а срок службы и емкость аккумулятора сокращаются.

Читайте также:  Наиболее популярные виды тестеров для диагностики автомобильного аккумулятора

Электроды изготовлены на основе свинца. Они вступают в реакцию с молекулами воды. Это позволяет изменять плотность электролита. Если в растворе присутствуют посторонние компоненты, емкость изменится, а срок службы быстро начнет сокращаться. Чтобы минимизировать активность таких процессов, в свинцовый сплав добавляют присадки для снижения скорости коррозии.

Что необходимо доливать

Один из наиболее часто задаваемых водителями вопросов — нужно ли доливать в аккумуляторы воду или электролит.

Добавление одного или другого обычно предназначено для восстановления производительности батареи. Однако, если вы выберете неправильную жидкость для доливки в данной ситуации, вы можете только ухудшить состояние аккумулятора.

Бывает, что водитель не знает, что добавить в аккумулятор — воду или чистый электролит.

Такая ошибка приводит к электрохимическому дисбалансу и полному разрушению батареи.

Желание пополнить запасы возникает в результате того, что контроль показывает снижение нормального уровня жидкости. Однако не спешите пополнять запасы первым, что придет в голову. Важно четко понимать, что лучше всего подходит для вашей ситуации.

Можно ли добавлять воду в аккумуляторную кислоту?

Электролит не всегда лучше дистиллированной воды и наоборот.

  1. Утечка, проливание электролита. Если электролит проливается или вытекает во время зарядки, эксплуатации, следует добавлять только чистый электролит. Если вместо этого добавить воду, плотность будет слишком низкой. Такие батареи быстро разряжаются и не могут выполнять свою задачу по хранению и передаче электроэнергии. В то же время сокращается срок службы. Избыток воды, особенно зимой, вызывает замерзание батареи, что приводит к образованию льда. В результате батарея просто разрядится. Если причиной стала утечка, батарею больше не следует использовать.
  2. Вскипятите компонент воды. Дистиллят также может кипеть. Для продления срока службы батареи необходимо пополнять недостающую дистиллированную воду. Электролит не может быть использован здесь. Если устройство работает при достаточно высокой температуре, происходит естественный процесс испарения воды. Уровень рабочей жидкости снижается. Поскольку кислота не испаряется, плотность электролита будет увеличиваться по мере отдачи воды. В этот момент начинаются активные процессы сульфидирования, и на поверхности свинцовых пластин образуется беловатый, твердый осадок.
Читайте также:  Устройство, принцип работы автомобильного аккумулятора

Наконец, что лучше добавить, зависит от того, электролит или дистиллированная вода вызвали снижение нормального уровня.

На практике утечки электролита случаются редко. Обычно это возможно при зарядке батареи с открытыми пробками. Жидкость начинает кипеть, электролит выбрасывается через открытые банки, и в итоге вся территория оказывается затопленной. В качестве альтернативы, потеря электролита обычно вызвана утечкой в корпусе батареи, что указывает на то, что батарея больше не пригодна к использованию.

Определение плотности

Чтобы определить, нужно ли доливать в аккумулятор воду или электролит, необходимо измерить его плотность.

Плотность рабочей жидкости в аккумуляторе измеряется с помощью прибора, называемого гидрометром.

Чтобы получить точные показания, следуйте приведенному ниже алгоритму:

  • Аккумулятор полностью заряжен с помощью внешнего зарядного устройства. Лучше использовать современные автоматические модели, в которых все параметры зарядки регулируются самостоятельно, без вмешательства человека.
  • Когда аккумулятор полностью зарядится, а зарядное устройство перестанет работать, подождите около 3-5 часов.
  • Важно создать оптимальные условия измерения. Это относится к температуре окружающей среды. Идеальной считается температура около 25 градусов Цельсия.
  • Перед проверкой протрите крышки батарей и выкрутите все пробки. Если батарея необслуживаемого типа, измерение может быть затруднено. Это можно сделать, просверлив небольшие отверстия над ободом.
  • Теперь на корпус ареометра надевается резиновая колба. Примерно 2-3 раза ареометр заполняется жидкостью.
  • В каждой банке плотность проверяется по индикатору на ареометре.

Дальнейшие действия зависят от того, что показывает измерение плотности ареометром.

Можно ли добавлять воду в аккумуляторную кислоту?

Если плотность выше нормальных значений, которые составляют 1,27-1,28 г/м3 , это свидетельствует о частичном испарении воды. Концентрация кислоты увеличилась, и для нормализации работы необходимо добавить воды.

Если измерения показывают, что плотность в норме и не превышает нормальных значений, но общий уровень жидкости продолжает снижаться, то электролит доливают.

Лучше всего использовать электролит от производителя. Они имеют различную плотность и предназначены для использования в определенных климатических условиях.

Некоторые люди готовят рабочую жидкость своими руками. Но здесь вам придется искать серную кислоту и очень тщательно смешивать ее с очищенной дистиллированной водой. Без соблюдения правильных пропорций полученный состав может только навредить аккумулятору, вызвав его поломку и более серьезные последствия для всего автомобиля.

Читайте также:  Об автомобильных аккумуляторах Tubor

Что будет при использовании электролита вместо воды

Вы уже знаете, что нужно добавлять — воду или электролит. Если процедура проверки уровня и состояния рабочей жидкости показала, что ее плотность повысилась, то есть увеличилась доля кислоты, то логично предположить, что в данной ситуации следует добавлять только дистиллированную воду. Но некоторые водители забывают об этом или игнорируют рекомендации и используют электролит и добавляют его. Важно знать, что происходит в таком случае.

Когда в аккумулятор нужно добавить дистиллированную воду и залить электролит, плотность начнет увеличиваться. Плотность выше 1,3 г/м3 считается критической. Это пагубно сказывается на свинцовых пластинах, поскольку усиливается сульфатация и деградация.

Существуют батареи с более высокой плотностью. Однако они используются в регионах с очень холодными зимами, и такие батареи обычно не могут прослужить более 1 года.

Повышенная плотность необходима для увеличения защиты от замерзания электролита. В нормальных условиях, когда температура зимой не опускается ниже -15-20 градусов Цельсия, плотность должна поддерживаться на уровне 1,27-1,28 г/см3.

Для владельцев автомобилей, оснащенных обслуживаемыми свинцово-кислотными аккумуляторами, вполне естественно пополнять запасы дистиллята или электролита. Однако все большее распространение получают необслуживаемые батареи. Заправочные отверстия отсутствуют, поэтому владельцам автомобилей остается только подключать аккумулятор к зарядному устройству по мере необходимости.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто аккумуляторы