Какую воду нужно доливать в аккумулятор

Проблема испарения электролита характерна для любой батареи, в которой используется электрохимический компонент в жидкой форме. Другое дело, что эта проблема гораздо чаще встречается с обслуживаемыми батареями. И до сих пор есть водители, которые считают, что для восстановления уровня электролитов можно использовать любую воду. Сегодня мы расскажем, почему это неверное и очень вредное суждение, а также о том, как и в каких пропорциях следует пополнять запасы воды в аккумуляторе и можно ли это сделать самостоятельно.

Какую воду следует добавить в батарею?

Для чего нужна дистиллированная вода

Дистиллированная вода означает обычную жидкость, прошедшую тщательную очистку. В основном неорганические (соли металлов, минералы и другие твердые вещества), но удаляются и органические (включая вирусы, бактерии, другие микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности).

Очищенная вода активно используется в медицине, в химической промышленности. И, конечно, в жидких батареях в составе электролита щелочного типа или более распространенного кислотного типа. Важно соблюдать оптимальную плотность такого раствора, которая получается при смешивании 65% воды с 35% серной кислоты. Эта жидкость считается наиболее эффективной для поддержания электрохимических реакций с положительным и отрицательным электродами — свинцовыми пластинами с некоторыми добавками других металлов.

Можно ли пить дистиллированную воду? Абсолютно, независимо от того, покупаете ли вы его в аптеке или делаете сами. Другое дело, что это недешевое удовольствие, да и столь глубокая очистка для питьевых целей не требуется — достаточно кипячения.

Теперь электролит. Его второй ингредиент, серная кислота, представляет собой прозрачную и густую жидкость без запаха, которая в концентрированном состоянии является высокореактивной и опасной для людей и аккумулятора. Но он разбавляется в батарее не ради безопасности — он разбавляется для того, чтобы обеспечить наилучшие условия для накопления жидкостью потенциальной энергии во время зарядки и способность быстро и в больших количествах отдавать ее при запуске двигателя.

Поэтому вопрос не в том, можно ли заливать дистиллированную воду в аккумулятор или нет, а в правильных пропорциях ингредиента.

Ну, и несколько слов о том, почему при приготовлении электролита в аккумулятор заливают не воду, а очищенную воду. Дело в том, что процесс зарядки аккумулятора сопровождается сплавлением серного остатка SO4 со свинцом, и по мере уменьшения концентрации кислоты в электролите она начинает нагреваться и закипать. В то же время все те микрочастицы, о которых мы упоминали, оседают на дне, что со временем приводит к частичному замыканию пластин и потере емкости батареи. И чем дальше вниз, тем хуже. В результате вместо ожидаемых 5-7 лет батарея прослужит 2-3. Поэтому ни в коем случае не пренебрегайте этим принципом, даже если вы берете воду из артезианского источника и считаете ее абсолютно чистой. Поверьте, это не так.

Читайте также:  Как выбрать и заменить аккумулятор на автомобиле Volkswagen Polo

Кстати, кипяченая вода очищается только от микроорганизмов. Все остальные загрязнения никуда не попадают, поэтому это тоже не вариант.

Почему доливают не электролит

Обычно вода больше всего испаряется из электролита во время зарядки аккумулятора, особенно если зарядное устройство не автоматическое или вы выбрали неправильный режим. Но и летом, когда столбик термометра поднимается выше 30 градусов, возможно закипание электролита при работающем автомобиле. В результате плотность жидкости увеличивается, и уровень падает. И то, и другое — плохая новость.

Увеличение плотности электролита ухудшает его способность накапливать и отдавать заряд, а если уровень слишком низкий, пластины становятся незащищенными. В контакте с воздухом они быстро ржавеют и крошатся, что не очень хорошо.

В принципе, вы можете разбавить им электролит, но в этом нет особого смысла — он дороже дистиллированной воды, да и для снижения плотности до требуемого значения его требуется больше. Более того, вы можете налить электролит выше допустимого уровня и не получить желаемого, в этом случае вам придется проделать обратную процедуру — выкачать электролит из банок.

Какую воду следует добавить в батарею?

Если разбавить электролитом, плотность снизится, но не так сильно, а часто даже недостаточно.

Еще один важный момент, о котором следует помнить, — это возможность выпадения солей и других частиц, поэтому не должно быть никаких сомнений в том, какую воду использовать для долива в аккумулятор — только глубокую, чистую воду.

Всем известно, что сервисные аккумуляторы не испытывают проблем с дозаправкой. Когда речь идет о моделях, не требующих обслуживания, большинство из них не имеют такой возможности. Однако в последнее время все чаще можно встретить батареи, в которых крышка снимается, чтобы был доступ к пробкам, и оказывается, что такие батареи лишь номинально считаются необслуживаемыми. Однако интенсивность потери воды в таких батареях гораздо ниже, поэтому беспокоиться об этом не стоит.

Когда надо доливать в АКБ дистиллированную воду

Поскольку обслуживаемые батареи в настоящее время практически не производятся, широко распространено мнение, что необслуживаемые батареи не требуют регулярного обслуживания. Вот так и ставьте — а я забыл, электролит не испаряется, его не нужно пополнять. Это теоретически. На практике, даже при эксплуатации автомобиля не в экстремальных условиях, жидкость испаряется, и для этого даже существуют специальные отверстия. Если бы их не было, пары водорода и кислорода скапливались бы у поверхности при зарядке электролита, а такая взрывоопасная смесь никому не нужна.

Поэтому в этом случае также необходима периодическая проверка уровня электролита, по крайней мере, раз в год. Это также следует сделать, если вы планируете длительную поездку — если уровень заряда снизился, то после многочасовой зарядки в дороге он может снизиться еще больше, до опасного уровня, после которого пластины оголяются и начинают крошиться.

Если уровень падает преждевременно, это также может быть проблемой с генератором переменного тока. В частности, неисправный регулятор напряжения.

Симптомы, указывающие на неисправность регулятора напряжения

  • батарея очень горячая, даже после короткой поездки;
  • На крышке аккумулятора имеются капли электролита;
  • Пары выходят из сливных отверстий при работающем двигателе.
Читайте также:  Что следует знать о начале эксплуатации нового автомобильного аккумулятора

Падение уровня электролита в необслуживаемых батареях является проблемой. Хотя это случается не так часто, если крышка отремонтирована, батарея прослужит недолго. Некоторые мастера решают проблему варварским способом — отрезая крышку, но это нарушение герметичности, восстановить которую будет практически невозможно.

Как проверить уровень электролита

В обслуживаемых батареях уровень можно определить, открутив пробки. Необслуживаемые батареи не имеют такой возможности, но обычно имеют специальные прозрачные окна, через которые можно увидеть, выкипел ли электролит и в какой степени. Батареи с прозрачным корпусом также доступны, таких проблем не возникает.

Но как узнать, сколько жидкости находится в обслуживаемых батареях, ведь через маленькое темное отверстие довольно сложно увидеть, что там происходит. Поэтому для точного измерения используется длинная стеклянная трубка (не пластиковая!), которая должна доходить до верхнего края пластин.

Какую воду следует добавить в батарею?

Алгоритм проверки уровня электролитической жидкости следующий:

  • открутите все заглушки;
  • проверьте их по очереди, опуская трубку в банку, пока она не достигнет тарелки;
  • плотно закройте верхнее отверстие;
  • поднимите пробирку и измерьте столбик электролита линейкой;
  • если она ниже нормы, долейте воды, но об этом подробнее позже.

Ответ на вопрос, сколько жидкости должно быть в батарее, прост: выше уровня пластин на 15-20 мм.

Сколько нужно доливать дистиллированной воды

Мы уже выяснили, как измерить и каким должен быть уровень жидкости в аккумуляторе. Если она ниже, это означает, что плотность электролита увеличилась, и его следует разбавить, чтобы соотношение снова стало требуемым: 65:35.

Это невозможно определить на глаз.

Как правило, в этом нет необходимости, но способ долива воды варьируется от модели к модели. Некоторые из них имеют специальную канавку, которая указывает минимальный уровень заполнения (в идеале на 5 мм больше). Если его нет, используйте ту же стеклянную палочку и заполните на 15 мм выше уровня пластины.

Такие палочки продаются в автомагазинах и могут даже иметь шкалу для облегчения измерений.

Но одно дело — определить, сколько воды залить в батарею, исходя из уровня, а другое — сделать это так, чтобы плотность электролита соответствовала номинальной. Если вы перезарядите аккумулятор, он не будет полностью заряжен, а при сильном морозе слишком водянистая жидкость замерзнет. Недозарядка приведет к разрушению электродов из-за высокой концентрации серной кислоты.

Как долить дистиллированную воду в аккумулятор правильно

Итак, мы уже знаем, что простое доливание уровня не гарантирует, что мы получим правильное соотношение воды и кислоты (65:35). Поэтому алгоритм нуждается в доработке.

Вот как выглядит правильная последовательность:

  • очистить крышку аккумулятора от грязи, нам вообще не нужно помещать его внутрь по уже упомянутым причинам;
  • Если вы видите беловатые разводы — это серная кислота, ее нужно удалить раствором соды или другой щелочи;
  • Открутите пробки и делайте это аккуратно, в резиновых перчатках — ожоги от кислоты нам тоже не нужны;
  • наберите в шприц дистиллированную воду и влейте ее в горлышко;
  • Оставьте электролит перемешиваться (достаточно двух часов) и измерьте плотность ареометром;
  • если она все еще выше нормы — добавьте еще немного воды и повторите два предыдущих шага;
  • когда он достигнет нужного значения, закрутите пробки и зарядите аккумулятор.

Операция должна проводиться на строго горизонтальной плоскости. Если автомобиль или батарея наклонены, точный уровень не может быть выдержан.

Теперь значение плотности. Рекомендуется 1,27 г/см3, но это среднее значение, рекомендуемое для регионов с умеренным климатом. На юге нормой является 1,25 г/см3, а на севере — 1,29 г/см3.

Читайте также:  Особенности выбора и замены аккумулятора УАЗ Патриот

Какую воду следует добавить в батарею?

Как можно измерить плотность с помощью ареометра? Погрузив его в банку с электролитом. Однако следите за тем, чтобы прибор не касался стенок батареи, иначе показания будут неточными. Подождите, пока наш плотномер перестанет вибрировать в вертикальном направлении, и запишите показания на шкале. Этот показатель может быть в г/см3 или кг/м3. В последнем случае полученное значение следует умножить на тысячу.

Где можно купить дистиллированную воду? Вы можете найти его в любой аптеке, в любом автомобильном магазине (в отделе автокосметики), часто в отделе бытовой техники супермаркетов или в хозяйственных магазинах. Стандартная емкость составляет 5 литров, но можно приобрести и литровые контейнеры. Важно также не попасться на подделку, поэтому покупайте товары у надежных, проверенных продавцов. Не на рынках.

В нашей стране крупнейшим производителем глубоко очищенной воды является компания «Смолы». Именно на их продукции вам следует сосредоточиться.

Дистиллированную воду с необходимой степенью очистки можно производить в домашних условиях. Существует несколько способов его получения.

Самым простым из них является испарение. Вам понадобится подходящая емкость — большая кастрюля с плотно прилегающей крышкой, а также стеклянная емкость, лед и металлическая решетка. Технология достижения ДВ следующая: установите на дно кастрюли подставку, наполните ее примерно наполовину водопроводной (или колодезной) водой, поставьте на подставку стеклянную емкость так, чтобы верхняя часть была выше уровня воды. Накройте сковороду крышкой и включите газ. Положите лед на крышку; когда вода закипит, пар поднимется наверх, сконденсируется на охлажденной поверхности и стечет в наш стеклянный сосуд.

Второй метод — замораживание. Налейте воду из-под крана в пластиковую бутылку, закройте крышку и поставьте бутылку в морозильную камеру. Через некоторое время проверьте результат — мы хотим, чтобы вода была наполовину заморожена. В этом случае открутите крышку и слейте воду. Оставшийся лед — это дистиллят, который необходимо разморозить. Обратите внимание, что этот метод уступает выпариванию в плане очистки.

Наконец, самый простой и ненадежный вариант — сбор дождевой воды. Утверждается, что это природный дистиллят, но на практике, особенно в больших промышленных городах, где воздух сильно загрязнен, вода становится настолько загрязненной по пути в землю, что становится бесполезной в аккумуляторе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто аккумуляторы