Как выполняется зарядка необслуживаемого типа аккумуляторов

В прошлом постоянное доливание дистиллированной воды, периодическое доливание электролита и проверка уровня и плотности электролита были естественными задачами для водителей.

Как заряжать необслуживаемые батареи

Это было необходимо для поддержания батареи в рабочем состоянии. То есть, техническое обслуживание было в самом разгаре.

Но время идет, технологии совершенствуются. Сегодня большинство батарей, представленных на рынке, относятся к необслуживаемому типу. И тогда возникает вопрос, почему мы говорим о работе с такими батареями, если они не предназначены для обслуживания.

На самом деле, это не совсем так. Теоретически, по предположениям разработчиков, благодаря применению новой конструкции и технологии удалось избавиться от проблемы активного испарения воды из электролита. Уровень жидкости остается практически неизменным в течение всего срока службы. С другой стороны, степень заряда постоянно повышается и понижается. Более того, при определенных условиях генератор не успевает восполнить утраченную мощность, и необходимо заряжать аккумулятор с помощью специального оборудования.

Именно зарядка необслуживаемых батарей является тем моментом, который позволяет нам называть такие батареи необслуживаемыми. Хотя официально такого понятия не существует.

Преимущества и недостатки

Чтобы объективно взглянуть на необслуживаемые автомобильные аккумуляторы, стоит проанализировать их преимущества и недостатки.

Классические аккумуляторы с жидким электролитом и заглушками для доступа к канистрам знакомы и представляются каждому. С их помощью водители должны проверить уровень электролита, измерить его плотность. Они также должны пополнять запасы дистиллированной воды, реже — свежего запаса готовых электролитов.

Недостатком является то, что при несоблюдении элементарных мер предосторожности можно легко получить ожог кислотой.

Казалось бы, при рассмотрении необслуживаемых батарей, анализе их преимуществ и недостатков, достоинства должны значительно перевешивать недостатки.

Необслуживаемые батареи — это батареи, которые не имеют доступа к банкам (секциям) в виде специальных крышек. Их корпус полностью герметичен.

Таким образом, становится понятно, что означает необслуживаемый автомобильный аккумулятор. Однако не совсем ясно, в чем заключаются его преимущества и недостатки.

Преимущества заключаются в следующем:

  • длительное сохранение накопленного заряда;
  • улучшенные пластины;
  • герметичный корпус;
  • специальные клапаны для сброса избыточного давления;
  • минимальная летучесть технологической жидкости;
  • более длительный срок службы;
  • Адаптация к требованиям современных транспортных средств.

Нельзя сказать, что срок службы рассматриваемой необслуживаемой батареи будет намного выше, чем у автомобильной батареи открытого типа. Все зависит от качества батареи, а также от соблюдения принципов эксплуатации и обслуживания.

Хотя конструктивные особенности и практически полное отсутствие испарения воды позволяют производителям устанавливать более длительный срок службы, указанный на корпусе.

Читайте также:  Особенности, характеристики и ассортимент аккумуляторов Fiamm

Как заряжать необслуживаемые батареи

Здесь трудно выделить какие-либо очевидные недостатки. Тот факт, что к банкам нет доступа, весьма спорный. Часто в этом просто нет необходимости. Дозаправка не требуется. Некоторые люди вскрывают корпус, а затем восстанавливают его пайкой. Однако это крайняя мера, которая не рекомендуется.

Стоимость также можно отнести к недостаткам. По объективным причинам необслуживаемые батареи стоят дороже своих аналогов, требующих обслуживания. Но опять же, рост цен обусловлен соответствующими преимуществами и превосходством новой технологии.

Теперь каждый может сделать свои собственные выводы и решить, хочет ли он перейти на необслуживаемые батареи или остаться со старыми добрыми аккумуляторами.

Для чего их нужно заряжать

Теперь перейдем к вопросу о том, действительно ли необслуживаемые батареи можно заряжать, зачем и когда это необходимо.

В идеале мы не должны их перезаряжать. Теоретически, когда аккумулятор заряжает стартер и помогает запустить двигатель, генератор включен. Они питают все потребители бортовой сети, и батарея также становится одним из них. Это означает, что аккумулятор теперь получает энергию от генератора. Это позволяет компенсировать потери, которые понесла батарея при запуске двигателя.

Реальность несколько иная. Очень часто генератор не успевает восполнить заряд в аккумуляторе.

Этому способствуют многие факторы.

  1. Условия эксплуатации. Большинство водителей эксплуатируют свои автомобили примерно одинаково. Это городская езда, когда за день редко удается проехать более 100 км. Кроме того, поездки сопровождаются частыми остановками и перезапуском двигателя. Чтобы зарядить аккумулятор от генератора, необходимо проехать около 40-50 км без остановки на средней скорости. Зимой это расстояние увеличивается до 80-100 км. Если это условие не соблюдается, аккумулятор не будет полностью заряжен. Последующие запуски и небольшие подзарядки полностью разряжают аккумулятор. Требуется зарядное устройство.
  2. Неисправный генератор переменного тока и его компоненты. Генератор может подавать слишком большой или слишком малый зарядный ток. Наиболее распространенным виновником является реле-регулятор. Это устройство служит для обеспечения стабильного напряжения от генератора переменного тока к аккумулятору. Если это условие не соблюдается, батарея может быть недозаряжена.
  3. Погодные условия. Тепло может повредить батарею. Однако именно при отрицательных температурах разрядка ускоряется. Это ускорит процесс саморазряда. Нередки случаи, когда автомобиль не заводится утром после ночи, проведенной зимой на стоянке.

Для необслуживаемых батарей полный разряд недопустим, так как восстановить батарею будет практически невозможно.

Если бы это была обслуживаемая батарея, ее можно было бы залить электролитом нужной плотности, убрать, и шансы на восстановление батареи возросли бы. Это не то же самое, что здесь. Доступ к участку отсутствует.

Читайте также:  Какая кислота используется в аккумуляторе автомобиля

Как заряжать необслуживаемые аккумуляторы

В связи с этим необходимо тщательно следить за уровнем заряда, чтобы предотвратить глубокий разряд. Зная эту особенность, многие водители берут за правило проводить профилактическую зарядку 1-2 раза в месяц. Одни делают это реже, другие — чаще. Все зависит от состояния источника питания и условий эксплуатации.

Как выполняется зарядка

Теперь перейдем к вопросу о том, как правильно заряжать необслуживаемую батарею.

Всего существует 2 метода. Это устройства, заряжаемые постоянным током или постоянным напряжением.

В обоих случаях необслуживаемый аккумулятор можно заряжать в домашних условиях постоянным током или напряжением.

Каждый вариант заслуживает отдельного рассмотрения.

Постоянным током

Для начала стоит рассказать о том, как правильно заряжать необслуживаемые батареи методом постоянного тока.

Этот метод рекомендуется только в том случае, если аккумулятор сильно разряжен.

Недостатком этого метода является его продолжительность. В противном случае он компенсирует потерю заряда и позволит батарее вернуться к нормальной работе.

Для зарядки необслуживаемой батареи с помощью обычного зарядного устройства необходимо тщательно контролировать все параметры. Поэтому лучше всего использовать автоматические зарядные устройства.

Процесс происходит следующим образом:

  1. Первым шагом является выбор номинального тока, составляющего 10% от емкости батареи. Если батарея имеет емкость 70 Ач, ток зарядки составит 7 А.
  2. При таком токе заряжайте батарею до тех пор, пока напряжение на клеммах не достигнет значения примерно 14,4 В.
  3. Когда напряжение достигает 14,4 В, в электролите начинается электролиз. Это означает, что вода распадается на водород и кислород. Такое выделение газов опасно для герметичного корпуса. Важно уменьшить зарядный ток в 2 раза, чтобы уменьшить интенсивность образования пузырьков. Ток снижается до 3,5 A.
  4. На третьем этапе напряжение будет уже 15 В. В этот момент ток должен быть уменьшен еще в 2 раза. То есть, примерно до 1,75-2 ампер.
  5. Затем проверьте напряжение и ток с интервалом в 10-15 минут. Если они не изменяются, зарядка завершена.

Любой водитель может использовать этот метод для зарядки любого необслуживаемого аккумулятора от своего автомобиля в домашних условиях.

Постоянным напряжением

Также в домашних условиях нередки случаи зарядки севшего автомобильного аккумулятора методом постоянного напряжения без присмотра.

При зарядке напряжение устанавливается на уровне 14,4 вольт. Однако лучше всего отрегулировать напряжение зарядки в соответствии с типом используемой батареи.

Здесь можно привести несколько примеров:

  • Сурьмяные батареи заряжаются при напряжении 14,4-14,6 В;
  • Серебряные батареи заряжаются при напряжении 14,7-15,5 В;
  • для кальциевых батарей составляет 15,6-16,2 В;
  • EFB заряжается при напряжении 14,5-15 В;
  • если это AGM, то 14,2-14,8 В.
  • для GEL между 13,8 и 14,4 В.
Читайте также:  Почему за ночь разряжается аккумулятор, и что делать в такой ситуации

Как заряжать необслуживаемые аккумуляторы

После установки нужного напряжения наблюдайте за постепенным снижением тока. Когда значения упадут примерно до 200 мА, зарядка считается завершенной.

Проверка уровня электролита

Когда речь идет о необслуживаемых батареях, стоит обратить внимание на несколько деталей.

Уровень электролитов можно проверить двумя способами:

  1. В соответствии с маркировкой на корпусе. Многие батареи этого типа имеют прозрачные участки, через которые можно увидеть жидкость. Метки «min» и «max» расположены на корпусе.
  2. По индикатору. Уровень жидкости показан, но не точно. Однако он показывает степень заряда. Если индикатор горит зеленым цветом, все в порядке. Если он красный или черный, необходимо зарядить. Если она белого цвета, это означает, что жидкости недостаточно.

Теоретически, можно добавлять дистиллированную воду даже в необслуживаемую батарею. Но для этого придется нарушить целостность корпуса. Это делается с помощью шила или тонкого сверла. Необходимо использовать строго дистиллированную воду. Лучше всего покупать его в аптеках, а не на заправках или в автосервисах. Существует слишком много подделок. На самом деле, есть обычная водопроводная вода или просто фильтрованная вода.

Прибегать к таким средствам не рекомендуется. Если уровень электролита упал до критического уровня, безопаснее всего выбросить его и купить новый аккумулятор.

Расчёт времени заряда

Если вы работаете с автоматическими зарядными устройствами, вам не нужно ничего рассчитывать. Устройство отключится само, когда закончится заряд.

Однако водителей потенциально интересует, как долго продлится зарядка. Это зависит от того, сколько емкости потерял аккумулятор.

Предположим, что напряжение упало до 12,1 В. Это соответствует 50%-ной зарядке. Учитывая, что батарея емкостью 50 Ач должна заряжаться в течение 10 часов со скоростью 5 Ач в час, для компенсации 50% емкости потребуется всего 5 часов.

Последствия перезаряда

Перезарядить батарею с помощью современных автоматических зарядных устройств сложно. Но если у вас старое ручное зарядное устройство, это вполне возможно.

Перезарядка запускает процесс электролиза. Это означает, что электролит кипит, выделяя водород и кислород. Если бы корпус был полностью герметичен, внутреннее давление привело бы к его разрыву. Однако разработчики необслуживаемых батарей предусмотрели предохранительный клапан, который открывается для сброса избыточного давления.

Да, если вы не прекратите зарядку, электролит испарится, и его будет трудно восполнить. Поэтому лучше контролировать процесс зарядки и своевременно отключать зарядное устройство.

Заряжать эти батареи в домашних условиях еще проще и безопаснее, чем аккумуляторные батареи. Важно лишь соблюдать инструкции и меры предосторожности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто аккумуляторы