Как выявить и измерить утечку тока аккумулятора автомобиля

Вечного двигателя не существует, это истина, которой нас учили еще в школе. Само понятие вечного двигателя имеет множество различных значений и толкований. В частности, в случае с перезаряжаемыми батареями, если они заряжены, это не означает, что они могут держать заряд вечно. Существует такое понятие, как ток утечки. Новые батареи имеют ничтожно малый ток утечки, поэтому при частой езде ими пренебрегают. Однако его роль резко возрастает при длительных периодах бездействия машины, а также при использовании старой или неправильно эксплуатируемой батареи.

Как распознать и измерить утечку автомобильного аккумулятора

Ток утечки имеет номинальные значения, которые варьируются от одного типа батареи к другому, и в пределах одного типа батареи могут быть значительные различия. Однако, если есть проблемы с батареей, TU увеличивается до такого уровня, что даже несколько дней бездействия автомобиля могут привести к трудностям с запуском силового агрегата. Поэтому важно не только знать нормальное значение тока утечки, но и уметь его измерять, а также искать причины увеличения этого значения и устранять их.

Что такое утечка тока АКБ, как она проявляется

Теоретически, при отсутствии нагрузки, подключенной к аккумулятору, электролит должен находиться в электрически нейтральном состоянии. Но в действительности утечка тока присутствует почти всегда, и в некоторых случаях она довольно велика.

Существует несколько причин такой ненормальной ситуации:

  • неисправности в цепи (проводка, подключенное электрооборудование);
  • Неисправности в цепи (проводка, подключенное электрооборудование); — Работа оборудования в ненормальных условиях
  • Ошибки при установке/настройке оборудования и проводки.

Примером могут служить истертые или оголенные провода, которые в результате контакта с проводящими веществами (технические жидкости, пыль) приводят к короткому замыканию. Отказы электрооборудования также могут привести к утечкам, даже если это частичная потеря функциональности — в результате устройство (мультимедийная система или система сигнализации, например) может начать потреблять ток, превышающий его номинал.

Читайте также:  Нюансы применения литиевых аккумуляторов на автомобилях

Проблема в том, что выявить такие случаи без использования измерительных приборов зачастую невозможно.

Иногда ошибка в установке или конфигурации устройства приводит к тому, что некоторые функции остаются включенными после выключения зажигания, потребляя дополнительную электроэнергию, или устройство не переходит в спящий режим во время длительных периодов бездействия.

Очевидно, что такие случаи не могут долго оставаться незамеченными, поскольку они значительно увеличивают разряд батареи. В некоторых случаях аккумулятор разряжается до такой степени, что запуск двигателя становится невозможным уже через несколько дней. И тогда двухдневное отсутствие застанет владельца автомобиля врасплох, а недельное отсутствие может привести к полному выходу батареи из строя, особенно если батарея необслуживаемая.

Если проблема обнаружена, она устраняется. В нашем случае вам придется потрудиться, чтобы выяснить причину утечки, и сделать это нужно быстро, потому что это может иметь очень серьезные последствия, вплоть до возгорания автомобиля из-за короткого замыкания.

Как определить и измерить утечку из автомобильного аккумулятора

Допустимое значение тока утечки аккумулятора

В современном автомобиле может быть много электрических устройств, которые требуют непрерывной работы даже при выключенном зажигании. Конечно, они будут разряжать автомобильный аккумулятор, поэтому многие водители интересуются, какое значение тока утечки автомобильного аккумулятора считается нормальным. Не существует четкой цифры, ограничивающей этот показатель. Однако вы можете самостоятельно рассчитать, сколько энергии потребляют ваши электроприборы при выключенном зажигании и сколько времени потребуется для разрядки аккумулятора.

Например, электронным часам требуется всего несколько мА, автомобильная сигнализация потребляет в среднем 15-25 мА, включенное и спящее автомобильное радио потребляет 2-5 мА, подсветка приборной панели потребляет примерно столько же. В результате общий ток потребления всех включенных устройств может составлять порядка 20-80 мА. И хотя это меньшее значение вполне приемлемо, значения выше 100 мА уже считаются слишком высокими — 10 часов непрерывной работы будут стоить батарее потери одного ампера.

Читайте также:  Можно ли выполнять зарядку аккумулятора без снятия клемм

Как проверить утечку тока автомобильного аккумулятора мультиметром

Если у вас возникают постоянные проблемы с запуском даже после относительно короткого периода простоя, самое время воспользоваться мультиметром, чтобы определить, не протекает ли аккумулятор.

Для этого вам понадобится сам прибор, гаечный ключ для откручивания клемм аккумулятора (обычно 10) и резиновые перчатки.

Алгоритм работы:

  • выключите зажигание, отключите все электроприборы (автомобильное радио, лампочки, гаджеты, питающиеся от прикуривателя, и т.д.)
  • выньте ключ из замка зажигания при опущенном стекле двери водителя (в противном случае вы не сможете попасть в автомобиль);
  • выйдите из автомобиля и подождите около 10 минут, чтобы снять статическое электричество с электрической системы автомобиля;
  • зайдите в моторный отсек, ослабьте минусовую клемму и сбросьте ее;
  • установите мультиметр в режим измерения тока, поместите один конец кабеля со щупом на отрицательный электрод, а другой конец — на отрицательную клемму;
  • значение, считанное мультиметром, будет током утечки.

Как видите, проверка величины тока утечки аккумулятора с помощью тестера не является сложной процедурой, однако во время измерения следует соблюдать особую осторожность — одновременное прикладывание щупов к положительному электроду аккумулятора приведет к короткому замыканию и перегоранию предохранителя измерительного прибора.

Поиск утечки, устранение проблемы

Если вы обнаружите, что аккумулятор продолжает потреблять ток 50-80 мА или более при выключенном зажигании и отключенных потребителях, это серьезная проблема, которую необходимо решить.

Как определить и измерить утечку из автомобильного аккумулятора?

Однако для этого необходимо определить местонахождение неисправности. Первый подозреваемый — генератор переменного тока. Диагноз ставится следующим образом:

  • Измерьте напряжение аккумулятора при отсоединенных клеммах (красный провод щупа идет к плюсовой клемме, черный — к минусовой). Если аккумулятор полностью заряжен, индикатор должен показывать 12,4-12,9 В;
  • замените зажимы, запустите устройство и включите какое-либо электрооборудование (кондиционер, обогреватель стекла, радио) и снова измерьте напряжение батареи, обращая внимание на правильную полярность. В зависимости от количества и мощности включенных потребителей прибор должен выдавать напряжение 13,0-14,2 В;
  • Если значение ниже 13 В, очевидно, что вы обнаружили утечку тока из аккумулятора и это неисправный генератор переменного тока;
  • Если нет, продолжите поиск в остальной электрической системе автомобиля.
Читайте также:  Особенности выбора и замены АКБ Toyota Corolla

В чём опасность утечки тока

Если вы пользуетесь автомобилем каждый день, но не испытываете серьезных проблем с запуском двигателя, это не значит, что утечки нет. Если уже пропуск одного-двух дней вызывает трудности с запуском устройства, можно сделать вывод, что вы имеете дело с утечкой, и хотя эта проблема не является критической, не стоит затягивать с ее решением. Мы уже отмечали, что причиной может быть оголенный провод, который может вызвать короткое замыкание и выход из строя дорогостоящей электроники (например, ЭБУ). В худшем случае короткое замыкание может привести к пожару, и если это произойдет где-то в скрытом месте, шансы на спасение автомобиля быстро исчезают.

Если вы не можете самостоятельно диагностировать проблему или не имеете возможности посетить гараж в ближайшее время, несколько простых советов помогут вам избежать полного отказа аккумулятора:

  • После парковки автомобиля снимите клеммы с аккумулятора. Да, это дополнительная нагрузка, но поверьте, это гораздо проще, чем пытаться запустить двигатель, когда аккумулятор разряжен;
  • Зимой такая мера может не спасти, особенно в очень холодную погоду, поэтому лучше не только снять зажимы, но и вынести аккумулятор на ночь в отапливаемое помещение. Это может показаться излишней мерой предосторожности, но если у вас есть ток утечки, а батарея не новая, лучше перестраховаться, чем судорожно искать способы оживить севшую батарею холодным утром;
  • будьте благоразумны: купите стартовый налобный фонарь и носите его всегда с собой. Если у вас вдруг закончится заряд батареи, вам будет легче найти донора для вашей зажигалки.

Эти простые советы помогут вам избежать неприятных ситуаций, пока бортовая электросистема не будет отремонтирована для устранения утечки тока.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто аккумуляторы