Что нужно знать о замене электролита в аккумуляторе

Электролит является самым важным компонентом свинцово-кислотного аккумулятора. Это рабочая жидкость, которая позволяет электрохимическим процессам происходить между отрицательной и положительной пластинами.

Что нужно знать о замене электролита в аккумуляторе

Срок службы даже самых современных батарей обычно не превышает 5-6 лет. Есть еще более «живые» устройства, но здесь многое зависит от соблюдения правил эксплуатации и обслуживания.

Прискорбно, что выход из строя аккумулятора происходит уже через несколько лет после покупки. Поэтому водители стараются продлить срок службы источника питания. Это можно сделать несколькими способами. Один из них — восполнение запасов электролитов. Процедура довольно проста и финансово выгодна. Главное — соблюдать правила и рекомендации по замене рабочей жидкости.

Зачем и в каких ситуациях проводится замена

Для начала необходимо знать специфику замены электролита в аккумуляторах и понимать, когда и зачем она проводится.

Существует довольно распространенное мнение, или даже скорее миф. Некоторые водители искренне верят в это. Они считают, что периодическая полная замена электролита в автомобильном аккумуляторе — это просто необходимая процедура. Предположительно, это один из профилактических методов продления срока службы батареи.

В действительности это не так.

При техническом обслуживании электролит, залитый при производстве, служит весь срок службы и утилизируется вместе с батареей. Может потребоваться только проверка состояния, уровня и доливка дистиллированной воды.

Ответ на вопрос, нужно ли заменять старый электролит в батареях, следующий. Замена возможна только в идеальных условиях. На практике такое случается редко.

Наиболее распространенные ситуации, когда замена все же может потребоваться, следующие

  • Мутность электролита;
  • низкая плотность в банках после полной зарядки;
  • Высокий саморазряд;
  • Работа при низком уровне жидкости;
  • Замораживание.

Нельзя с уверенностью сказать, поможет ли замена электролита в автомобильном аккумуляторе в вашей конкретной ситуации. Однако если проблема заключается в самой жидкости, стоит обратиться к этому методу лечения.

Именно со смесью серной кислоты и дистиллированной воды чаще всего сталкиваются водители. Изменение цвета первоначально прозрачной жидкости вызвано следующими явлениями:

  • Использование некачественного электролита;
  • Использование воды вместо дистиллированной;
  • Длительное использование аккумулятора;
  • Осыпание пластин и т.д.

Эксплуатация батареи с грязным электролитом обычно приводит к значительному снижению емкости, так что полного заряда хватает лишь на несколько запусков двигателя. Кроме того, такая батарея будет плохо заряжаться от зарядного устройства и генератора, демонстрируя высокий саморазряд.

Если электролит мутный, но проблем нет, все равно необходимо заменить жидкость.

Что вы должны знать о замене электролита в вашей батарее

Самое главное — убедиться, что изменения в мутности и производительности не вызваны сколами свинцовой пластины. Если это произойдет, батарею следует утилизировать. Простая замена рабочей жидкости не поможет.

Читайте также:  Какой аккумулятор выбрать для Daewoo Matiz и как его заменить

Что касается того, можно ли полностью заменить старый электролит в автомобильном аккумуляторе, то можно. Важно избавиться от жидкости, потерявшей свои свойства, а также удалить осадок, который может испортить свежий электролит.

Что необходимо для замены

После того как вы решили заняться заменой электролита в автомобильном аккумуляторе, вам следует сначала подготовить все необходимое для этого.

Список необходимых инструментов и материалов включает:

  • готовый к употреблению электролит;
  • дистиллированная вода;
  • Контейнер для слива старой жидкости;
  • тряпки;
  • воронка;
  • резиновая лампа;
  • гидрометр;
  • A D.C;
  • мультиметр или вольтметр (постоянный ток).

Плотность электролита должна соответствовать климатическим условиям региона. Обычно он составляет 1,28 г/см³. Его количество зависит от емкости аккумулятора. Для популярных батарей емкостью 60 Ач обычно требуется 2,5-3 литра.

Количество дистиллированной воды составляет от 5 до 10 литров. Выбирайте контейнер для опорожнения, а также воронку для наполнения только из кислотостойких материалов. К ним относятся стекло и пластик.

Помимо материалов и инструментов, требуется также защитное оборудование. К ним относятся защитные очки, перчатки, доступ к проточной воде и мыло.

Процедура замены

Теперь непосредственно о том, как самостоятельно заменить электролит в аккумуляторе.

Вся процедура делится на несколько этапов:

  • подготовка;
  • Обезвоживание;
  • промывка;
  • наполнение;
  • зарядка.

Знание того, как заменить электролит в аккумуляторе, позволит вам успешно выполнить эту задачу.

Подготовка и удаление

Автолюбители справедливо считают, что успешная замена старого электролита в автомобильном аккумуляторе, проводимая в домашних условиях, зависит от правильной подготовки батареи и удаления старой рабочей жидкости более чем на 50%.

Во время подготовки и слива важно как можно лучше подготовить источник питания к последующему заполнению свежим электролитом.

Что вы должны знать о замене электролита в вашей батарее

Чтобы самостоятельно приготовить и заменить отработанный электролит в автомобильном аккумуляторе, сделайте следующее

  • Подготовьте помещение с хорошей вентиляцией и температурой 15-20 градусов Цельсия;
  • Извлеките аккумулятор из автомобиля и поместите его внутрь;
  • Очистите поверхности корпуса;
  • если на батарее остались следы электролита, промойте ее тряпкой с раствором соды;
  • Используя воздуходувку, постепенно высасывайте старую жидкость из отсеков аккумулятора;
  • по мере вытекания электролита, постепенно разряжая батарею;
  • когда при наклоне 45 градусов колба больше не может ничего достать, слив закончен.

Многие задаются вопросом, можно ли перевернуть автомобильный аккумулятор вверх дном при замене старого электролита. Ответ очевиден.

Никогда не пытайтесь слить жидкость, просто открутив крышки и перевернув аккумулятор вверх дном. Также не следует сверлить отверстия в дне, чтобы ускорить процесс слива воды.

Если перевернуть батарею вверх дном, весь осадок, собранный в нижних призмах, окажется на пластинах. Это не принесет никакой пользы. Сверление — не вариант, так как электроинструмент может ударить вас током, нарушить герметичность, часть кислоты попадет на руки, и есть риск повредить свинцовые пластины.

Читайте также:  Как правильно проверяется количество Ампер в автомобильном аккумуляторе

Поэтому дренаж следует выполнять только с помощью воздуходувки и с уклоном не более 45 градусов к ровной горизонтальной поверхности.

Поэтому важно знать, как правильно и безопасно заменить старый электролит в уже несколько изношенной батарее. Опыт показывает, что в более чем 80% случаев после слива жидкости путем переворачивания батареи вверх дном источник энергии просто отправляется на свалку.

Промывание

Следующий шаг — промыть аккумулятор от старого электролита. Задача не менее сложная.

Для решения этой задачи можно воспользоваться следующими советами:

  • поместите батарею на ровную горизонтальную поверхность;
  • используйте воздуходувку, чтобы залить дистиллированную воду во все банки;
  • убедитесь, что вода полностью покрывает тарелки;
  • отложите батарею в сторону примерно на 10-20 минут;
  • осторожно покачайте кран из стороны в сторону, чтобы осадок поднялся;
  • сливайте воду аналогично кислоте, т.е. с помощью воздуходувки.

Только не трясите устройство. Тряска может свести на нет все ваши усилия.

После слива воды с помощью барботера повторите процедуру еще несколько раз.

Когда вода, вытекающая из крана, станет прозрачной, можно заканчивать промывку.

Водители часто задаются вопросом, нужно ли заряжать аккумулятор после замены старого электролита. Подробнее об этом в следующей главе.

Залив жидкости и зарядка

Остались последние два шага. Правильная заправка и последующая зарядка аккумулятора также играет большую роль.

Что нужно знать о замене электролита в аккумуляторе

В заполнении нет ничего сложного. Осторожно возьмите готовый раствор и постепенно заполните им аккумуляторные банки с помощью воздуходувки. Или используйте воронку и постепенно вливайте смесь через нее небольшими порциями.

Вы можете использовать от 2,5 до 5 литров приготовленного раствора воды и серной кислоты. Используйте корпус пера (прозрачный), чтобы убедиться в правильности уровня. Для этого после заливки поместите корпус в банку, касаясь тарелок, накройте другой конец пальцем и поднимите вверх.

После заполнения обязательно слегка покачайте аккумулятор, чтобы удалить воздух и выровнять уровень электролита. Измерьте еще раз и при необходимости долейте.

Измерьте линейкой, сколько жидкости осталось в корпусе со стороны ручки. Если электролит покрывает пластины на 4-5 мм, уровень правильный. Некоторые наливают до 15 мм. Но это неверно.

Читайте также:  Особенности выбора нового аккумулятора для Лады Калины

Да, обычно уровень жидкости должен быть на 10-15 мм выше пластин. Это рекомендация производителя. Но вы заливаете электролит, который на самом деле предназначен для сухозаряженных батарей. Его плотность составляет около 1,27-1,28 г/см³. После заполнения аккумулятор разрядится, и его необходимо будет подключить к зарядному устройству. В процессе зарядки плотность начнет увеличиваться. По окончании заряда плотность необходимо восстановить до нормы, что делается путем добавления дистиллированной воды. Поэтому необходимо заполнить 4-5 мм, чтобы потом можно было добавить воды.

На вопрос о том, нужно ли заряжать аккумулятор после замены электролита, ответ положительный. Это должно быть сделано.

Сразу после заполнения батареи электролитом ее следует оставить в покое на 3-4 часа, чтобы пластины могли пропитаться рабочей жидкостью.

Только теперь можно зарядить аккумулятор.

Что касается того, как долго следует заряжать аккумулятор после замены электролита, следует учитывать сам аккумулятор и его состояние. Лучше всего поставить батарею на автоматическое зарядное устройство и выбрать ток зарядки, равный 10% от ее емкости. Для батареи емкостью 60 Ач это означает ток в 6 ампер.

Для полной зарядки аккумулятора требуется в среднем 6-8 часов. Следите за состоянием батареи, проверяйте уровень электролита и доливайте дистиллированную воду, если пластины оголены.

По окончании зарядки отсоедините аккумулятор от зарядного устройства и оставьте его на 2-3 часа. Теперь измерьте напряжение и проверьте плотность. Долейте дистиллят так, чтобы электролит покрывал пластины на 10 мм.

Напряжение должно быть около 12,6 В, а плотность — около 1,27-1,28 г/см³.

На этом процедуру можно считать завершенной.

О чём должен помнить автомобилист

Наконец, есть несколько рекомендаций:

  • Предпочтение следует отдавать готовым электролитам;
  • при самостоятельном приготовлении смеси добавляйте кислоту в воду, а не наоборот;
  • Если электролит попал на тело, смойте его водой с мылом и смажьте кожу кремом;
  • промыть глаза под проточной водой, а затем раствором из расчета 1 таблетка фурацилина на 1 стакан воды;
  • Электролит на одежде растворит ткань в течение нескольких часов, поэтому стирайте немедленно;
  • Не заряжайте аккумулятор в помещении или на открытом воздухе;
  • Не курите вблизи батареи;
  • Всегда держите аккумулятор в горизонтальном положении — не переворачивайте его вверх дном.

Как видите, заменить электролит несложно даже в гараже.

Но прежде чем это сделать, убедитесь, что замена жидкости будет эффективной и что аккумулятор все еще пригоден для обновления таким способом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто аккумуляторы