Что нужно знать о правильной зарядке автомобильного аккумулятора

Само собой разумеется, что аккумулятор является важной частью автомобиля. Это полезное и необходимое устройство.

Что нужно знать о правильной зарядке автомобильного аккумулятора

Основное назначение аккумулятора такое же, как и у двигателей внутреннего сгорания. Это необходимо для того, чтобы обеспечить запуск двигателя. Когда ключ вставляется в замок, пусковой ток поступает на стартер, стартер вращает коленчатый вал, и двигатель запускается.

Как только двигатель запускается, запускается генератор переменного тока. Он берет на себя все расходы электроэнергии и в то же время пытается компенсировать потерю заряда батареи. Однако для этого необходимо, чтобы двигатель работал достаточно долго без остановки, что не всегда возможно в реальных условиях. Поэтому выходом из ситуации является использование зарядных устройств (выпрямителей). Важно научиться правильно с ними обращаться и как их заряжать.

Как часто требуется зарядка АКБ

Первый вопрос, который задают себе большинство водителей, — как часто следует заряжать автомобильный аккумулятор.

Частота зарядки с помощью зарядного устройства всегда определяется индивидуально.

Классический 12-вольтовый аккумулятор, используемый в легковых автомобилях, состоит из 6 секций. Их также называют банками. Внутри них находятся свинцовые пластины и рабочая жидкость в виде электролита. Чаще всего аккумулятор, изготовленный по технологии WET, можно встретить под капотом автомобиля. Однако также активно набирают популярность устройства AGM и GEL. Все они требуют подзарядки.

Основным реактивом в батарее является серная кислота, смешанная с дистиллированной водой. Электроды изготавливаются на основе свинца с добавлением различных примесей и металлов для улучшения свойств.

Потеря емкости и заряда батареи может быть вызвана различными факторами:

  • естественный процесс старения и износа;
  • выпаривание кислоты;
  • испарение воды;
  • загрязнение;
  • низкое качество электролита;
  • тяжелый разряд;
  • сульфатация и т.д.

При уменьшении емкости параллельно сокращается срок службы батареи. Другими словами, он способен обеспечить меньшее количество запусков двигателя без подзарядки. И чем меньше емкость, тем чаще батарея должна подключаться к зарядному устройству.

Если аккумулятор используется в течение длительного времени, рекомендуется проводить проверку технического обслуживания не реже одного раза в месяц.

Лучше всего заряжать аккумулятор один или два раза в год, доводя заряд до 100%. Обязательно сделайте одну из них до наступления холодов.

Если аккумулятор новый и качественный, то заряжать его можно буквально раз в год, перед зимой. После его износа частоту лучше увеличить до двух раз в 12 месяцев.

Правила подготовки к зарядке

На необходимость подзарядки аккумулятора обычно указывают результаты проверки технического состояния. Это можно сделать, проверив индикатор на корпусе, используя мультиметр или нагрузочную вилку.

Что нужно знать о правильной зарядке автомобильного аккумулятора

Если при включенных фарах напряжение падает ниже 11,5 В, аккумулятор необходимо зарядить.

Нормальным считается напряжение в диапазоне 12,5-12,8 В. Рекомендуется всегда стараться держать аккумулятор в этом диапазоне.

Если технические характеристики значительно отклоняются от этого диапазона, аккумулятор следует зарядить под капотом автомобиля. Лучше всего использовать автоматическое зарядное устройство.

Читайте также:  Что такое полярность аккумулятора, какой она бывает и как определить

Сам процесс зарядки требует определенной подготовки. Процедура включает в себя следующие шаги:

  1. Выключите зажигание, выньте ключ из замка и отсоедините все потребители. Теперь вы можете полностью снять аккумулятор с автомобиля или просто отсоединить клеммы.
  2. Если на улице или в гараже менее 10 градусов Цельсия, рекомендуется перенести батарею в теплое помещение на несколько часов. Оптимальной является температура от 15 до 20 градусов Цельсия.
  3. Внимательно проверьте клеммы и зажимы. Очистите их от окислов, остатков жира и других загрязнений. Корпус и зажимы лучше всего очищать тканью, смоченной в растворе пищевой соды.
  4. Если у вас обслуживаемый аккумулятор, выкрутите пробки и очистите их.
  5. С помощью шприца или колбы наберите немного электролита из разных банок. Убедитесь, что он по-прежнему чист и не содержит грязи, осадка или отложений. Также убедитесь, что электролит покрывает не менее 8 мм пластины.
  6. Если это необслуживаемая батарея, просто удалите вентиляционную пробку. Это позволит испарениям выходить во время зарядки.
  7. При необходимости выровняйте уровень электролита во всех резервуарах. Для этого заливайте только высококачественную дистиллированную воду.

На этом подготовка завершена. Ничего сложного, но выполнение каждой из этих мер имеет огромное значение для качества и безопасности процесса зарядки.

Соблюдение техники безопасности

Поскольку вы решили заряжать аккумулятор автомобиля самостоятельно дома, а не обращаться в автосервис, примите во внимание несколько правил безопасности.

Согласно принятым нормам работы с зарядным устройством и электрооборудованием, зарядка аккумулятора требует соблюдения следующих правил:

  • Заряжайте аккумулятор только при положительной температуре и в хорошо проветриваемом помещении;
  • Никогда не подключайте зарядное устройство к аккумулятору в помещении, где находятся дети или другие люди;
  • Не курите, не занимайтесь сваркой и не используйте источники открытого огня вблизи батареи;
  • Не заряжайте аккумулятор в сырых помещениях;
  • Подключайте клеммы и зажимы к зарядному устройству только тогда, когда зарядное устройство не подключено к сети;
  • Даже если батарея не требует обслуживания, надевайте защитные очки и перчатки;
  • Всегда держите под рукой раствор каустической соды.

Раствор пищевой соды готовится довольно просто. Вам понадобится 100 грамм порошка и 1 литр теплой воды. Смешайте ингредиенты и готово.

Что нужно знать о правильной зарядке автомобильного аккумулятора

Раствор понадобится для протирания корпуса, а также для быстрого удаления электролита в случае случайного пролития. Сода является щелочью и нейтрализует кислоту.

Несоблюдение инструкций по технике безопасности может привести к травмам, повреждению аккумулятора, повреждению зарядного устройства и повреждению электрической системы на объекте, где выполняются эти операции.

Процедура зарядки АКБ

Теперь непосредственно о том, как вы можете зарядить собственный автомобильный аккумулятор. Нельзя сказать, что процедура очень сложная. Но это ответственно.

Прежде всего, необходимо определиться с выбором зарядного устройства. Оптимальным решением будет автоматическое зарядное устройство с регулируемыми параметрами зарядки.

Что касается того, сколько заряжать аккумулятор от автомобиля, то это индивидуальный вопрос. Все зависит от емкости и уровня заряда. В среднем этот процесс занимает от 5 до 8 часов. Если вы просто хотите зарядить слегка разряженную батарею, то 1-2 часов может быть достаточно. Зарядка до 100% после сильной разрядки может занять от 10 до 12 часов.

Читайте также:  Способы реанимации автомобильного аккумулятора после глубокой разрядки

Начать следует с правильного подключения клемм аккумулятора к зарядному устройству. Так называемые клеммы «крокодил» зарядного устройства имеют плюс и минус. Они подключены к батарее с соблюдением правильной полярности. Сначала подключается плюс, затем минус.

После соединения зарядного устройства с батареей зарядное устройство можно подключить к бытовой розетке 220 В.

Определить полярность несложно. Крокодилы обычно маркируются, как и сама батарея. В качестве альтернативы можно обратиться к проводам. Черный цвет всегда отрицательный, а красный — положительный.

Многие люди справедливо интересуются, как правильно заряжать стартерную батарею автомобиля. Есть три варианта. Точнее, 3 способа зарядки:

  • постоянный ток;
  • постоянное напряжение;
  • в автоматическом режиме.

Здесь вы должны решить, каким напряжением вы хотите заряжать автомобильный аккумулятор. Или каким током заряжать аккумулятор, питающий стартер вашего автомобиля, если, скажем, его емкость составляет 60 Ач.

Чтобы понять это, необходимо рассмотреть каждый вариант отдельно.

Методы различаются по продолжительности и эффективности.

При зарядке обоими способами следите за уровнем заряда и температурой батареи. Если электролит начинает закипать, зарядный ток следует уменьшить на 50%.

Теперь подробнее о том, как зарядить севший автомобильный аккумулятор и что нужно знать при работе с зарядным устройством. Каждый вариант имеет свои инструкции.

Что нужно знать о правильной зарядке автомобильного аккумулятора

Постоянный ток

Если вас больше интересует зарядка постоянным током, у вас есть последовательность и четкие инструкции.

Не забывайте о температуре, при которой можно заряжать автомобильный аккумулятор с помощью зарядного устройства. Чем ниже температура, тем ниже эффективность восстановления. Оптимальная температура составляет от 15 до 20 градусов Цельсия. Однако на практике это можно делать и при температуре от 10 до 25 градусов Цельсия.

Помимо температурных параметров, при которых можно заряжать разряженный аккумулятор от автомобиля, следует обратить внимание на влажность воздуха. Помещения с повышенной влажностью не подходят.

Теперь непосредственно к инструкциям по зарядке постоянным током:

  1. Выберите ток зарядки на зарядном устройстве. Это должно составлять 10 процентов от номинальной емкости батареи. Если ваша батарея имеет емкость 60 Ач, то работайте с током 6 А.
  2. Если разряд глубокий, выберите минимальный зарядный ток вместо номинального. А это 1,5-2 А. Да, когда аккумулятор автомобиля имеет емкость 60 Ач, в этом режиме зарядка займет больше времени. Трудно сказать точно, сколько часов это займет. Но воздействие слабого зарядного тока позволит избежать активного электролиза воды и постепенно увеличить плотность рабочей жидкости, с параллельным эффектом десульфуризации.
  3. В любом случае зарядка будет продолжаться до тех пор, пока на клеммах аккумулятора не появится напряжение от 14,3 В до 14,5 В. Оптимальное значение составляет 14,4 В. При достижении этого напряжения зарядный ток должен быть снижен до 5% от емкости. Это предотвратит закипание электролита, и заряд достигнет 100%.
  4. Когда напряжение находится в диапазоне 14,5-15 В, уменьшите зарядный ток еще в 2 раза. Это означает до 2,5% мощности.
  5. Продолжайте, пока зарядный ток и напряжение не вернутся к стабильному состоянию. Ток должен составлять около 0,2 А.
Читайте также:  Как выявить и измерить утечку тока аккумулятора автомобиля

На зарядку таким образом должно отводиться в общей сложности от 8 до 12 часов.

По окончании процесса дайте газу выйти из корпуса, затем снова протрите корпус тряпочкой с пищевой содой и закрутите пробки.

Постоянное напряжение

Также распространена зарядка постоянным напряжением.

Чтобы зарядить аккумулятор здесь, выполните следующие действия

  • Установите напряжение 14,4 В с погрешностью не более 0,1 В;
  • контролировать зарядный ток: Зарядный ток должен составлять примерно 10% емкости для обслуживаемых батарей и 5-10% емкости для необслуживаемых батарей;
  • При глубокой разрядке начинайте процесс зарядки при напряжении 12-14 В и не увеличивайте зарядный ток более чем до 5% от емкости. Если ток увеличивается, уменьшите напряжение вручную.

Недостатком этого метода является то, что зарядка занимает больше времени. Если заряжать при номинальном токе, потребуется 24 часа, чтобы восстановить заряд всего до 75-85%. Если установить напряжение 15-16 В, процесс завершится на 90-100% за один день.

Для автомобильных аккумуляторов опасно использовать напряжение выше 15,6 В.

Если разрядка сильная, этот метод восстановит батарею только через 2-3 дня.

Ускоренный метод

Перезарядка не рекомендуется.

Что нужно знать о правильной зарядке автомобильного аккумулятора

Процедура довольно проста. На батарею подается зарядный ток, составляющий примерно 20-25% от емкости батареи. Буквально 20 минут достаточно для того, чтобы аккумулятор получил заряд, необходимый для запуска двигателя собственными силами. Затем полагайтесь на генератор переменного тока для полного восполнения заряда.

Однако помните, что зарядка большим током приводит к активному сокращению срока службы батареи. Это означает, что срок его службы будет сокращен.

Как связаны между собой заряд АКБ и плотность электролита

Некоторые люди не знают, что плотность батареи и зарядка на самом деле взаимозависимы.

Если разряжение слишком высокое, плотность будет низкой. Это не позволяет быстро восстановить емкость батареи, поскольку этот процесс напрямую связан с электрохимическими процессами, происходящими внутри батареи. Эти процессы могут протекать быстро только в том случае, если плотность максимально приближена к оптимальным значениям. Это 1,28 г/см³.

Связь между уровнем заряда и плотностью может быть представлена следующим образом:

  • при плотности 1,1 г/см³ заряд составит 0%, т.е. это полностью разряженная батарея;
  • при 1,16 г/см³, заряд составляет 25%, что также является низким, и батарею будет трудно восстановить;
  • Если плотность составляет 1,2 г/см³, то заряд равен 50%;
  • 75% заряда равняется 1,24 г/см³ в терминах плотности;
  • и если ареометр показывает 1,28 г/см³, то заряд составляет 100%.

Эти параметры действительны для температур от 20 до 25 градусов Цельсия. Зависимость этих величин сохраняется при снижении температуры.

Зарядить аккумулятор самостоятельно несложно. Особенно при работе с автоматическими зарядными устройствами. Несколько часов ожидания и минимум действий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто аккумуляторы