Алгоритм правильной установки автомобильного аккумулятора

Большинство водителей предпочитают обращаться к специалистам при возникновении проблем с электрической системой. Только при работе с батареей мы делаем все сами, забывая, что это тоже электроприбор и в нем есть токи, представляющие опасность для человека. Учитывая, что при работе с аккумулятором приходится иметь дело с агрессивной жидкостью, неплохо было бы знать правила разборки и сборки аккумулятора с учетом требований безопасности, которые большинство водителей не соблюдают.

Алгоритм для правильной установки автомобильного аккумулятора

Устройство и разновидности АКБ

Быстрое развитие технологий повлияло на сферу автомобильных аккумуляторов. Прошли те времена, когда были доступны только устойчивые к сурьме и пригодные к использованию батареи. Сегодня у водителей есть широкий выбор аккумуляторов, из которых они могут выбирать при необходимости их замены:

  1. Свинцово-кислотные источники питания. Классический тип аккумулятора, состоящий из корпуса, в котором установлены свинцовые электроды и залита электрохимическая жидкость. Электролит вступает в реакцию с электродами при подаче тока от внешнего источника питания на клеммы и при подключении нагрузки. Средний срок службы батарей этого типа составляет около 5 лет.
  2. Аккумулятор типа AGM — это улучшенная версия свинцово-кислотного аккумулятора. Основное отличие — наличие электродов из стекловолокна, что предотвращает их разрушение. Они изготовлены по необслуживаемой технологии и в основном устанавливаются в электромобилях.
  3. В гелевых аккумуляторах вместо жидкого электролита используется гелевый электролит, который имеет гораздо меньшее вращение. Это позволяет использовать батарею в наклонном положении, даже вертикально, без риска утечки электролита.
  4. Тяговые батареи отличаются от вышеупомянутых аналогов более высокой емкостью (токи до 1000 А и напряжение до 96 В), что позволяет использовать их в качестве долговременного источника питания для транспортных средств.

Подготовка к установке аккумулятора в автомобиль

Чтобы установить аккумулятор в моторном отсеке, не обязательно ехать на СТО или в сервисный центр — эта операция считается одной из самых простых в обслуживании легкового автомобиля. Но поскольку речь идет об электрическом устройстве, заполненном раствором серной кислоты, работать с аккумулятором необходимо, соблюдая элементарные правила безопасности.

Читайте также:  Правила самостоятельного восстановления гелевых аккумуляторов в домашних условиях

Приведем ряд рекомендаций по правильному размещению аккумулятора в автомобиле:

  1. Прежде всего, необходимо позаботиться о защите глаз и рук: необходимо работать в защитных очках, чтобы защитить орган зрения от контакта с электролитом. По этой же причине, а также для защиты от поражения электрическим током (а в батарее его много), необходимо использовать латексные перчатки.
  2. Перед снятием/установкой аккумулятора убедитесь, что все электрооборудование выключено, а затем выньте ключ из замка зажигания (в противном случае снятие/установка клемм аккумулятора может вызвать скачок напряжения, что может негативно повлиять на используемое оборудование).
  3. Если вы не устанавливаете новый аккумулятор, очистите клеммы от окиси и грязи, сначала почистив их металлической щеткой (или наждачной бумагой), а затем раствором пищевой соды. Последний можно приготовить, добавив столовую ложку пищевой соды в 500 мл воды. После очистки зажимов протрите их насухо тканью.
  4. Чтобы предотвратить окисление клемм аккумулятора в будущем, их следует покрыть специальной смазкой, которая защитит контактную группу от проникновения кислорода. Без этого коррозия не возникнет.
  5. Проверьте целостность проводов и клемм, подключенных к клеммам аккумулятора. В случае обнаружения трещин, снятой изоляции или других повреждений такие провода следует заменить.
  6. Только после выполнения всех этих действий можно снова установить аккумулятор на прежнее место. Обратите внимание, что он весит довольно много, поэтому обращаться с ним следует с максимальной осторожностью.

Правильный алгоритм подбора батареи

В зависимости от модели автомобиля ремонт аккумулятора может осуществляться разными способами, это также следует учитывать. Обычно это клеммные колодки с верхним или нижним креплением корпуса батареи.

Порядок подключения клемм аккумулятора

Что кажется самым сложным при установке батареи на прежнее место и подключении проводов? Действительно, операция проста, но только если вы знаете, как правильно подключить аккумулятор к автомобилю, в каком порядке соединять клеммы аккумулятора.

Читайте также:  Причины взрыва аккумуляторной батареи и как этого избежать

При снятии батареи сначала снимите провод с отрицательного электрода, при установке батареи порядок обратный: сначала наденьте клемму на клемму положительного электрода.

Как определить плюсовую клемму? Последние поколения батарей маркируются красным цветом, но если такой маркировки нет, то на самой клемме или рядом с ней на корпусе обязательно будет знак «+». Кроме того, положительные и отрицательные клеммы часто имеют разный диаметр, и это сделано специально для предотвращения случайного изменения полярности.

Итак, мы установили аккумулятор на место, закрепили его, убедились, что он никуда не двигается, и знаем, какая клемма идет к аккумулятору первой. Просто ослабьте гайку и наденьте клемму на клеммный провод, убедившись, что она вошла до конца, не прилагая слишком большого усилия, иначе мы можем повредить контактную группу. Затяните клемму, опять же без фанатизма — электрод сделан из мягкого металла, который может сломаться. Контакт должен быть прочным, а клемма не должна вращаться.

Затем таким же образом подключите отрицательную клемму. Если вы заметили, что один или оба провода не доходят до клемм аккумулятора, вероятно, вы пытаетесь подключить их в неправильном порядке. Еще раз проверьте правильность установки батареи и полярность проводов.

Порядок подключения клемм аккумулятора после зарядки

Независимо от типа аккумулятора, установленного в вашем автомобиле, независимо от того, обслуживается он или нет, его необходимо периодически подзаряжать. Даже если вы не зарядили аккумулятор, забыв выключить один из потребителей электроэнергии, что бывает нередко, вы должны понимать, что генератор никогда не заряжает аккумулятор полностью, поэтому уровень заряда постепенно уменьшается с течением времени. А чтобы избежать негативных последствий, профилактическую зарядку следует делать хотя бы раз в год.

Читайте также:  Что делать, если горит лампа отсутствия заряда аккумулятора на Ладе Калине

Что касается самой зарядки, то она возможна не только с помощью зарядного устройства. Некоторые водители, если у вас есть второй автомобиль, используют прикуриватель не только для запуска двигателя своего автомобиля, но и для зарядки аккумулятора. Самое главное — найти желающего донора. Сама процедура не сложна, но требует наличия набора специальных проводов нужной длины.

Алгоритм правильной установки автомобильного аккумулятора

Итак, отсоединяем штатные провода от аккумулятора, а на их место подключаем кабель прикуривателя — плюс от донорского аккумулятора к положительной клемме нашего аккумулятора, минус — к отрицательной. Запустите двигатель автомобиля-донора, подождите 20 минут — этого времени может быть достаточно, чтобы зарядить разряженный аккумулятор для одного запуска. Однако гораздо проще просто прикурить — не отсоединять штатные провода от аккумулятора и запустить двигатель на автомобиле-доноре. После подключения проводов попробуйте запустить генераторную установку. Если попытка удалась, можно отсоединить провода (сначала минус один).

Лучшим решением, конечно, является использование зарядного устройства. В большинстве случаев необходимо извлечь аккумулятор. Сама процедура должна проводиться в соответствии с инструкцией, с использованием зарядного устройства, оснащенного датчиками тока и напряжения. По окончании зарядки отключите зарядное устройство, отсоедините провода и подсоедините оригинальные клеммы к батарее в правильном порядке (сначала плюсовой провод).

Что будет, если подключить провода неправильно

Такая ситуация называется обратной полярностью, и степень последствий такой ошибки может быть разной.

Худший вариант — подключение проводов в неправильном порядке при работающем двигателе. Здесь возможны любые последствия: от перегоревшего предохранителя до повреждения бортовой электроники (в первом случае сгорает диодный мост генератора, но могут быть повреждены и все включенные в этот момент потребители — от радио до ЭБУ).

Чем быстрее вы отреагируете, тем меньше будет нанесен ущерб. Если вы заметили активное искрение при подключении, попробуйте немедленно отсоединить клемму.

Если провода останутся отсоединенными, они нагреются и расплавятся, создавая опасность пожара.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто аккумуляторы